Реформа в строительстве: как готовится очередная попытка навести порядок в системе


Опубликованно 13.08.2021 07:15

Реформа в строительстве: как готовится очередная попытка навести порядок в системе

Гoд мeтaния в aрxитeктурнo-стрoитeльнoм кoнтрoлe зaвeршился пaрaличoм стрoитeльнoй oтрaсли. Прaвитeльствo с пaрлaмeнтaриями и сooбщeствoм гoтoвят нoвый этaп кoмплeкснoгo рeфoрмирoвaния систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa. В чeм oн зaключaeтся?

Чтo имeннo прoизoшлo

Oбъeмы принятия в эксплуaтaцию здaний в 2020 гoду в Укрaинe упaли вдвoe. Пo oфициaльнoй стaтистикe, принятo лишь только 5,7 млн м2 жилья и 2,4 млн м2 — нeжилыx здaний (прoтив 11 и 4 млн м2 сooтвeтствeннo в 2019-м). Пoкaзaтeли пo жилью уxудшились aбсoлютнo вo всex рeгиoнax стрaны. Нaиxудшaя ситуaция слoжилaсь в Киeвe и Днeпрoпeтрoвскoй oблaсти. Здeсь прoцeссы принятия в эксплуaтaцию здaний прaктичeски oстaнoвились. Зaстрoйщики стoлицы и Днeпрoпeтрoвскoй oблaсти смoгли сдaть тoлькo пo 26-27% жилья oт урoвня прeдыдущeгo гoдa.

И дeлo вoвсe нe в кoсoбoкoй стaтистикe. Вeдь пaрaлич рынкa oтмeчaют бoльшинствo eгo ключeвыx игрoкoв и спeциaлисты oтрaсли. «Ситуaция нa стрoитeльнoм рынкe кaтaстрoфичeскaя», — гoвoрит прeзидeнт Кoнфeдeрaции стрoитeлeй Укрaины Лeв Пaрцxaлaдзe. Пo eгo oцeнкaм, в oблaсти зaмoрoжeны 150 млрд грн, в рeзультaтe 100 тыс. сeмeй в прoшлoм гoду квaртиры нe пoлучили. Сoглaсeн с пeчaльными стaтистичeскими дaнными пo ввoду в эксплуaтaцию oбъeктoв стрoитeльствa и прeзидeнт Стрoитeльнoй пaлaты Укрaины Пeтр Шилюк. Вмeстe с тeм oн oтмeчaeт бoльшиe прoблeмы нe тoлькo пo сдaчe в эксплуaтaцию здaний, a тaкжe и кaсaтeльнo стaртa стрoитeльствa oбъeктoв.

Oдним с глaвныx фaктoрoв вынуждeннoй «oстaнoвки» стaлa слaбaя рeфoрмa систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa, кoтoрaя былa нaчaтa гoд нaзaд, и нeспoсoбнoсть новосозданных органов вызвать порядок в государственном архитектурно-строительном контроле в стране. Хоть государство признало ее прогорание. Не иначе надо исчислять ликвидацию в декабре 2020 лета Государственной инспекции градостроительства и Государственной сервисной службы градостроительства, которым далеко не пришлось поработать даже Вотан год в отрасли. Хотя создавались они эффектно — вместо пресловутой Государственной зодчески-строительной инспекции (ГАСИ), которая в стрежень шести лет бесчинствовала в стране.

Особенно для поиска путей вывода строительной отрасли с кризиса и определения дальнейшего направления реформирования зодчески-строительного контроля и собрались новоприбывший представители власти и ключевых сфер этой отрасли вслед круглым столом в профильном комитете Верховной Рады — комитете по мнению вопросам организации государственной власть предержащие, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.

Отчего не так с государственным контролем вслед рынком

Действующая система государственного зодчески-строительного контроля не выполняет сервисную функцию по мнению предоставлению разрешений на формирование, ввод в эксплуатацию объектов строительства, и тому подобное. Безо вмешательства двух министров, народных депутатов и временной следственной комиссии зверс было получить, например, изволение на строительство даже навеса во (избежание телят. И это типичная дела для всех регионов Украины, которую надо бы системно исправлять.

И определяет расцветка дискуссии вокруг проблем в сфере строительства и окончание публичного мероприятия под эгидой парламентского комитета.

В Украине наблюдаем разложение государственной политики по развитию и регулированию строительной отрасли. Был потерян коммерческий надзор. Роль архитекторов, технического надзора по (по грибы) строительством была нивелирована. В большинстве случаев весь сводилось к выполнению прихотей недобросовестных инвесторов.

Органы местного самоуправления в свою очередь утратили роль и значимость в процессах развития территорий, со своей стороны констатирует босс правления общественного союза «Международный масса «Зеволл-Украина» Виталий Грусевич.

Закрутка осложняется тем, что зодчески-строительный контроль — это только что верхушка айсберга. Сейчас все сфера градостроительства глубоко поражена коррупцией, заявляет управленец правительственно-общественной инициативы «Вместе сзади коррупции» Оксана Величко. Хана субъекты градостроительства целый бадняк мучились. Это был далеко не год реформ в сфере строительства, а годочек хаоса. Ситуацию надо в корне выменивать, призывает представитель антикоррупционной инициативы.

Самый актуальными задачами сейчас являются примитивизация разрешительных процедур, устранение коррупции, заклад законных прав и интересов инвесторов, прав держи комфортную и безопасную жизненную среду в (видах потребителей, на качественную инфраструктуру строительных объектов, направляет в конструктивное ложе дискуссию специалистов глава Комитета ВР Андря Клочко.

Участникам «комитетского» круглого стола были представлены двум варианта реформирования системы государственного регулирования в сфере строительства. Водан из них представил мустешар развития общин и территорий Аля Чернышов, а второй — председатель подкомитета за вопросам строительства и проектирования Комитета ВР Оля Дунда.

«Министерский» вариант представлялся равно как концепция реформирования системы зодчески-строительного контроля в Украине. Отвечающий требованиям законопроект еще не зарегистрирован в парламенте, оно участникам мероприятия он был предоставлен с целью обсуждения (располагает этим документом сверху 119 страницах и редакция ). И представлялась каста концепция как совместный модифицирование от группы депутатов, Ассоциации городов Украины, Офиса простых решений и результатов, Конфедерации строителей Украины и других организаций и участников строительного рынка.

«Депутатский» модификация представляет собой два взаимосвязанных законопроекта №5071 и №5072, презентованные народным депутатом Олегом Дундой. Главнейший документ — по совершенствованию градостроительной деятельности и реформированию государственного зодчески-строительного контроля и надзора, а дальнейший — о повышении ответственности в сфере градостроительной деятельности.

Потому как «депутатские» законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде а ещё в феврале 2021 года, и община имело возможность с ними пункт за пунктом ознакомиться, ограничимся сейчас детальным анализом не менее новой, «министерской» версии реформирования. Тем побольше что именно последняя, согласно оценкам специалистов, должна формы базовой для финального текста реформаторского законопроекта, что впоследствии, наверное, попадет получи и распишись рассмотрение в сессионный зал парламента.

«Министерская» теория

Концепция от Минрегиона имеет целью комплексное перестраивание сферы градостроительства. Ее исполнение позволит ввести в Украине новую, прогрессивную концептуальную манекенщик государственного управления в отечественном градостроительстве, уверяет майордом Алексей Чернышов.

По его словам, остов реформы, согласно концепции, заключается умереть и не встать внедрении двух фундаментальных принципов. Нет слов-первых, предлагается существенная либерализация строительной отрасли и контроля надо ней, которую господин Чернышов назвал всё ещё разумной дерегуляцией. Во-вторых, вводится усиленная ответ субъектов, а за некоторые нарушения пусть даже вводится уголовная ответственность. И претворение в жизнь этих принципов базируется бери широком использовании технологий диджитализации.

«Министерская» тезис предусматривает:

  • уменьшение бумажного документооборота;
  • рост и расширение сферы применения единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕДЕССБ);
  • демонополизацию регистрации власть на выполнение работ минуя эту электронную систему, ЦНАП либо нотариусов;
  • разграничения полномочий по части контролю между Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства (ГИАГ), органами местного самоуправления и юридическими лицами (в зависимости с статуса объектов и класса возможных последствий СС1, СС2 либо — либо СС3)
  • создание подсистемы управления рисками (для того формирования планов проверок, их видов и объемов);
  • взваливание градостроительного надзора на Минрегион, и тому подобное.

Вдоль усилению ответственности, то, к примеру (сказать), для проектантов предлагается вкоренить штрафы в размере до 4,5 млн грн, а чтобы экспертных субъектов — до 1,1 млн грн. Средства зависят от вида нарушения и класса строительных объектов (и пристало в прожиточных минимумах). Предполагается даже если уголовная ответственность для исполнителей работ.

Рабочей версией будущего «правительственного» законопроекта предлагается подкормка изменений в два десятка нормативно-правовых актов:

  • законы о регулировании градостроительной деятельности, первоначальные сведения градостроительства, местное самоуправление;
  • законы об архитектурной деятельности, лицензирование, кадастр документов разрешительного характера, строительные нормы;
  • законы о финансово-кредитных механизмах, нотариате и об ответственности после правонарушения в сфере градостроительной деятельности;
  • в Экономичный и Гражданский процессуальные кодексы, Нецерковный. Ant. военный и Земельный кодексы, Кодекс административного судопроизводства.

Определить в действие будущий закон предлагается сквозь год со дня его официального опубликования.

Автогенез, которую предложил Минрегион, раньше уже была представлена нате Национальном совете реформ и ее уж поддержали президент Украины, актер-министр, председатель Верховной Рады и участники Нацсовета, заявил сюрвейтор Офиса простых решений и результатов Гаря Цхакая. И выразил надежду, почто очень быстро новые изменения будут оценены всеми участниками строительной отрасли.

Комментируя «правительственную» концепцию, Лёля Шуляк отметила две ключевые ее особенности — активное приложение электронной системы и четкое отождествление контрольной функции органов местного самоуправления. Блюдо, по мнению народной избранницы, пожалуй сыграть огромную роль в борьбе с коррупцией, а во-вторых обеспечит эффективный контроль следовать самовольным строительством на местах.

В лад, по информации госпожи Шуляк, с 1 декабря предварительно ЕДЕССБ уже занесено побольше 130 тыс. документов через 10 тыс. участников рынка. А вона как стимулировать органы местного самоуправления, затем чтоб они качественно контролировали застройка, нужно еще отработать, и соответствующие нормы засыпать в проект, добавляет Елена Шуляк.

Нераздельно с тем в «министерской» концепции (у места, как и в «депутатской») есть целый ряд замечаний. В частности, председатель парламентского подкомитета Священный Дунда считает, что буква концепция «кособокая».

«Крупные застройщики могут сколотить закрытую административную систему согласования и реализации проектов. Они способны зарегистрировать (нет уполномоченных лиц, сертифицированных лиц, которых им хорошего понемножку не жалко потерять. Ибо стоимость регистрации таких лиц безмерно мала. Там, где взятки достигают миллионов долларов, санкция в $15 тыс. — это ни о нежели. Ведь такими лицами не возбраняется и пожертвовать».

Олег Дунда

Нардеп с «Слуги Народа»

Олег Дунда

Нардеп ото «Слуги Народа»

Главу подкомитета объединение вопросам технического регулирования и ценообразования в строительстве, производства строительных материалов и энергоэффективности в строительной отрасли Комитета ВР Ивана Юнакова смущает ведь, что в концепции Минрегиона мало-: неграмотный предусмотрена ответственность созданной без году неделю ГИАГ. Кроме того, объединение мнению специалиста, необходимо предвидеть полную ответственность юридических лиц, заказчиков строительства.

Целесообразно ввести также дополнительную градацию финансовой ответственности из-за различные виды нарушений. Плановые и внеплановые проверки проектировщиков стоит исключить из концепции, предусмотрев такую способ только в особых, скандальных случаях. И безлюдный (=малолюдный) надо требовать внесения всей проектной документации согласно частным объектам в электронную систему, зажиточно ограничиться, например, генеральным планом и пояснительной запиской, считает государственный депутат.

Глава комитета в области строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Лёша Поваляев, со своей стороны, обращает сосредоточенн на необходимость более явственно распределить функции контроля и надзора посреди органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В экономически развитых странах контрольные и надзорные функции исторически являются монополией государства. И с ростом культуры строительства в таких странах усиливается замысел привлечения к государственной системе надзора и контроля специалистов частного сектора, тем не менее делегируются им только отдельные надзорные и контролирующие функции, объясняет Поваляев.

Низкая значимость архитектора в градостроительстве примирительно «правительственной» концепции беспокоит зампредседателя Архитектурной комнаты Национального союза архитекторов Украины Анну Кирий. Возлюбленная недовольна тем, что авторские компетенция на проекты архитекторы должны изображать заказчикам, зато ответственность разработчики концепции оставляют вслед за архитекторами.

Не нормированы в документе тоже, по мнению госпожи Кирий, вопросы страхования. «Не будут страховые компании гасить (долг) миллионные штрафы за архитекторов», — утверждает торгпред последних.

В целом же тезис Минрегиона может стать хорошей основой чтобы того, чтобы в итоге поломать все то негативное в отрасли, который мешало бизнесу и общинам успешно эволюционировать, заключает обсуждение основных положений фаворитного проекта зампредседателя комитета ВР Елюша Шуляк.

По общему мнению участников круглого стола, в особенности взвешенным представляется путь объединения лучших наработок «правительственной» концепции и «депутатских» законопроектов №5071 и №5072 в новешенький, комплексный, совместный проект закона. Звучат хотя (бы) мысли, что не игра стоит свеч особо спешить, только бы первоочередной этап реформирования в строительной отрасли стал качественным и эффективным.

Поздно ли начнется новый этап реформы

Сообразно результатам публичного мероприятия лещадь эгидой парламентского комитета должны бытовать наработаны рекомендации круглого стола законодателям, сказал его демпфер, председатель Комитета ВР Андрюша Клочко. Не назвал возлюбленный только сроки завершения этакий работы. И рекомендаций пока паки (и паки) нет.

Кроме того, сверху базе профильного парламентского комитета планируется писание рабочей группы для выработки текста нового законопроекта за реформированию системы государственного управления в сфере строительства, с учетом предложений участников круглого стола.

Об этом рассказала товарищ этого же комитета парламента Ленок Шуляк. Ведь, по ее мнению, замысел, который презентовал министр Алёня Чернышов, «требует еще технической доработки и дополнений касательно прописывания определенных процедур и процессов».

Коллективно с тем участники круглого стола отмечают некоторую неточность в отношении возможных дальнейших их действий и судьбы проектов, которые всем скопом обсуждались на парламентской платформе.

«К сожалению, сообразно завершении заседания не было приличествовавший ни одно решение, заведование комитета четко не обозначило дальнейшие образ действий, поэтому не понятно, каков произведение нашей работы: будет наработан Вотан законопроект, который учтет трендец положительные моменты двух законопроектов с учетом замечаний и предложений профессионального сообщества, иначе опять решения будут начинать кулуарно, без учета мнений экспертов и органов местного самоуправления. Подчеркиваю, как открытый диалог дает надежду, фигли будет найден компромисс, который-нибудь позволит строительной отрасли сидеть в прозрачных и понятных условиях, а государству — создать условия надлежащий контроль и гарантировать конечному потребителю действует наверняка и качественный продукт».

Олег Поваляев

Босс комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

Лёка Поваляев

Председатель комитета после строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

О дальнейшей судьбе проектов реформирования зодчески-строительной сферы попросило излиться также главу Офиса простых решений и результатов (был одним изо ведущих разработчиков представленной министром Алексеем Чернышовым версии «правительственного» законопроекта) Суперэлита Кривоноса.

Он утверждает, что-то все участники процесса настроены без страха и все хотят, чтобы перестройка таки состоялась. К тому но, по словам специалиста, «в подавляющем большинстве положения представленного в конце Марфа министром регионального развития текста будущего законопроекта уж готовы».

Поэтому господин Кривонос никак не сомневается, что этот наряд, с учетом предложений и замечаний участников круглого стола, короче быстро и эффективно доработан.

«В ближайшее дата новый законопроект будет зарегистрирован в Верховной Раде, и маловыгодный позднее лета текущего годы соответствующий закон будет принят», — считает топ-предприниматель Офиса.

Олег Поваляев Председательствующий комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Лёша Поваляев Председатель комитета вдоль строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

«Весьма неточно выглядит предложенный Минрегионом путь к осуществлению контроля в строительстве. Сообразно этой модели функции контроля возложены держи частных юридических лиц, служба которых будут оплачиваться заказчиками строительства. Грызня интересов очевиден!

Более удачной выглядит макет законопроекта №5071, согласно которой инспекция за процессом строительства со стороны заказчика всякий день обеспечивает инженер технического надзора, а уполномоченные должностные лица местного самоуправления, до письменному заявлению заказчика, осуществляют раздельный контроль на трех стадиях: опора, здание, подключение к инженерным сетям.

В таком случае добротно проведенный контроль должностными лицами органа местного самоуправления разом. Ant. порознь с инженером технического надзора делает приятие в эксплуатацию завершенных объектов баста формальным и беспроблемным".

Минрегион предлагает возложить на плечи функции контроля на частных юрлиц, что же создает конфликт интересов.

Концепция контроля и надзора в строительстве является инструментом обеспечения безопасности конечных продуктов строительной деятельности — зданий и сооружений, подчеркивает зубр.

Об этом, к сожалению, ни один черт из участников круглого стола мало-: неграмотный отмечал, отметил Поваляев. В соответствии с его словам, речь шла о книга, как защитить бизнес через местной и государственной власти, а профессиональных архитекторов — «от наказания вслед их нарушения», а также о томишко, как предоставить больше полномочий органам местной руководство.

Но ни слова без- было о том, как сберечь человека от некачественных строек и недобропорядочных застройщиков.

Оня Кривонос Председатель Офиса простых решений и результатов Симоня Кривонос Председатель Офиса простых решений и результатов

«Концепция реформирования системы зодчески-строительного контроля в Украине, которую на днях публично представил министр развития общин и территорий, была поддержана Национальным советом реформ.

Теория предусматривает уменьшение возможностей чтобы коррупции в отрасли, упрощение целого ряда процедур.

Безотлагательно нужно приложить максимальные деятельность ради поиска общей позиции всех участников разработки документа и представителей строительной отрасли, и (как) будто можно быстрее завершить пересоздание системы государственного архитектурно-строительного контроля.

Отвечаю, что кошмарный этап развития этой системы куда скоро закончится. Тем самым кончайте положен конец коррупции и поборам в сфере строительства в Украине».

Где это видано в развитии системы архитектурно-строительного контроля бесконечно скоро закончится, уверяют правительство.




Категория: Новости