Между двух огней
Опубликованно 14.01.2017 14:21
В своей первой миротворческой миссии под эгидой ООН полковник Владимир Пастухов вышел в 1996 году, когда война в Югославии. Военные останавливались здесь на 11 месяцев. Затем в 2003 году отправился в Сьерра-Леоне, затем переехал в Либерию, куда я ездил четыре раза. Был командиром вертолетного отряда вооруженных сил. Интервью с миротворцем должен был состояться полгода назад, но по прибытии полковника Конго отправился в Донбасс. О своем опыте в различных конфликтах, сказал он ЛІГА.net во Львове, куда он вернулся после выполнения боевых задач в ато.
- Я прошел через восемь миссий за 20 лет миротворческой деятельности в Украине. Все это время был командиром отряда. Это было в Югославии, когда возник спор между Хорватией и Сербией в Восточной Славонии. В Сьерра-Леоне, когда там была стрельба и резать друг друга. Такая же ситуация в Либерии, где страна была разделена на две части на тех людей, которые были при власти и деньгах. В Конго тоже повсюду была кровь и ранения.
В Сьерра-Леоне, Либерии и Югославии миротворцы стояли как нейтральную силу. В Конго, ситуация была несколько иной. Там Конголезского миссия была на стороне правительства. Отдельный вопрос противоборствующие стороны были, но когда шли бои - при поддержке Правительства Республики. Но обычно мы ходим как нейтральную силу. Задача: вбить Клин между противоборствующими сторонами и форма щита, чтобы остановить конфликт.
В Конго пришлось стрелять. В одной из деревень был случай, когда одна сторона пришла и всех мужиков отрезали руки на плечи. Не убили, только покалечили с мачете. Сделал и ушел. Только женщин не трогали
- Как оставаться нейтральным в этих войнах?
- Как вы начинаете встречаться с людьми - нейтралитет трудно поддерживать. Где бы мы ни были, с местным сообществом, чтобы наладить отношения. Иногда даже дружеские. В Югославии мы были друзья на стороне хорватов и сербов. Ни те, ни другие не хотят войны. Они пришли ко мне за помощью - привезти дрова, ремонтировать дом, чтобы помочь больным.
В Конго был сильный вооруженный конфликт, используя артиллерию и град. Посмотрите на деревню, где я летел, и его наносили огневые удары, все взрывается и горит. Но есть люди. И вам придется лететь там, чтобы стрелять. Я никогда не стрелял в миротворческих миссиях. Мы летели, представить, показала, что люди не были одиноки. Никогда силу не показали. Только в Конго, пришлось стрелять. В одной из деревень в Конго был случай, когда одна сторона пришла и всех мужиков отрезали руки на плечи. Не убили, только покалечили с мачете. Сделал и ушел. Только женщин не трогали.
- Что вы испытываете, когда вы постоянно находитесь под прицелом?
Война смертельно утомительно. Вот на Востоке люди все уже устали. Когда кто-то в Украине, кто стоит за так называемой Республики (террористической организации ДНР/ЛНР, - ред.). Но за почти три года войны, устали все бороться, все хотим одного - мирной жизни. Чьи-то приоритеты остаются за одно или другое, но в целом они за мирное небо над головой. И это самый главный приоритет.
Бандеровцы едят младенцев и готовятся убивать мирных жителей-это нонсенс. Все, что Путин, Жириновский, Киселев и Песков говорят-это бред. Но он толкал людей в голове. В России о событиях на Донбассе односторонний поток информации. У большинства нет выбора. И нет мужества, как у Макаревича С апреля по август этого года я был на востоке Украины. Луганском направлении был самым спокойным. Если два раза в день снимать уже считаются сильными. И Донецк был бешеный. Потом затихла Донецке и Мариуполе уже начался. Что дают украинские СМИ или офицеры по связи с прессой - это правда. Оценить количество атак и рассказал людям. Если мы не стреляли - так и скажите. Но каждая сторона подает информацию по-своему, как кому выгодно. Но "едят младенцев бандеровцы", "бандеровцы готовятся убивать мирных жителей" - это перебор. Все, что Путин говорит Жириновский, Киселев, Песков-это бред. Но для чего-то нужно и толкнул людей в голове. В России о событиях на Донбассе односторонний поток информации. У них нет выбора. Я просто смотрю три секунды российский канал и я понимаю, что они хотят сказать. Я молча Выключить телевизор. У меня нет проблем, чтобы привыкнуть к образу врага.
- Вы видели достаточно конфликтов. Оценивая нашу ситуацию, вы думаете, что мир с Россией возможно?
- Мне трудно сказать. Я пришел из России. Там окончил школу, военное училище, затем военно-политическую Академию в Москве и в 1991 году он появился в Украине. Больше в России я не был. Мне тяжело смотреть на это. Но не из-за того, что я из России - там мои друзья. У крупного рогатого скота они (правительство) делают все. Даже не знаю, что сказать. Я вот и не собираюсь туда возвращаться, но люди везде одинаковы. Моя мать до конца своих дней говорили на украинском языке. Ее семья Запорожье были доставлены в Волгу, а семья отца - в том же направлении из Полтавской губернии. Это было еще при Екатерине II. И там, на Волге, много людей, чьи родители говорили на украинском. Так что мир должен идти, но договор уступки... даже это для меня сложно. Никто не хочет войны - ни украинцы, ни россияне, ни Конго, ни львы.
Действия правительства должны быть направлены, чтобы закрыть этот вопрос. Но должен согласиться с теми, кто имеет вес. Давайте верить, что Путин-это плохой Президент. Но она есть. И он имеет вес. Нужно поговорить с ним. Возможно, мы считаем, что в России, карманная Дума, но им нужно поговорить. И хотя мы знаем, что есть люди, которые люто ненавидят нас - разговаривать надо. Я не думаю, что это так же глупо, как они хотят себя показать. Есть умные и дальновидные. Но очень немногие люди имеют мужество, как Макаревич, чтобы выйти и сказать свое мнение. Но они есть.
- Чувствуете ли вы, что правительство не знает, что делать с Донбассом.
В 1990 году я приехал в музей на выставку. В одной из комнат на стене висел кусок бумаги. Некоторые декрет. Ниже была подпись: члены правительства, Ленин, Зиновьев, Каменев, Бухарин. Произведение Ленина желтые, блеклые. Но после Ленина был белый лист с именами Бухарина, Зиновьева. Спрашиваю гида, почему одна часть желтая, а другая белая. "Здесь все враги народа, - отвечает, - Каменев, Бухарин, Троцкий". То есть, все, кто тогда погиб. И документ скручивается, чтобы не разрушить из-за названия. Но прошло время и часть развернул. Так что мы имеем на сегодняшний день. Некоторые ответы могут быть скрыты. Надо смотреть со всех сторон ситуации.
Кто виноват, что довел страну до такого состояния? Сказать: "Янукович плохой". Но он также был кто-то. Вооруженные силы Украины уничтожили в 1991 году. В 2014 году у нас все войска были на Западе и востоке с Россией была открыта. Запад смотрел сквозь военный самолет части и на Востоке, в Крыму, на северо-вырезать. Когда я прилетел, посмотрел, а потом понял. На Западе, сократил военную базу и аэродром был демонтирован и продан. Все есть взлетные полосы. На Востоке, на севере и в Крыму, сократить военные части, и покинуть подиум. В Чернигове прогуливать школу, но полосы остались. В Крыму все военные сокращенных единиц, и Взлетная полоса осталась.
- За что?
- План Москвы: "мы должны приехать сюда, на Восток, Север, Юг взять, и инфраструктура уже есть". Здесь, на Западе, нет складов, аэродромов есть. Классная идея. Аналогичным образом действовал, когда американцы пришли в Ирак. Местные командиры послали предлагает договариваться. Вроде, до сих пор Американские войска высадились - зачем умирать? За молчание и пассивность заплатил деньги и все купили основную часть иракского руководства и никаких преград не останется.
Вооруженные силы Украины уничтожили в 1991 году. Воинская часть была закрыта, а взлетно-посадочной полосы не понял. План Москвы: "мы должны приехать сюда, на Восток, Север, Юг взять, и инфраструктура уже есть". Здесь, на Западе, нет складов, аэродромов есть. Классная идея
Территории Украины - 602 тыс. кв. км, России - 17 миллионов квадратных. км. В 30 раз больше, чем у нас. Достаточно. Население всего в два раза. Я не знаю, кто все это нужно, кто за этим стоит. Это сложный вопрос. Но я думаю, что это невыгодно ни нам, ни России. Но они пришли к нам. Мы приехали в Брянск или Москву.
- Третья сторона может помочь в разрешении конфликта?
- Ты мог бы. Если бы можно было это организовать, и что-то должно быть сделано. Любой миротворческой миссии является многонациональной миссии. Например, в Конго более чем 20 стран представят свои войска постоянно следить вдоль линии соприкосновения, постоянно дежурят. В такой ситуации не скажет, что "украинцы выпустили 1000 раз в день".
- Теперь можно ввести миротворческие войска в Донбасс?
Мы можем попросить ООН. Есть определенный порядок решения вопроса. Для США, ООН и миротворческих миссиях - как пилот я могу сказать, что это очень прибыльная организация. В 1997 году, я разговаривал с командиром миссии ООН в Югославии, генерал Бельгии. Он сказал: "в Бельгии постоянно 50% личного состава вооруженных сил в миротворческих миссиях". Миссия основывается на экономической основе, деньги. В ООН мы обеспечиваем топливо, продовольствие, жилье, бытовую технику. И страна экономически выгоднее отправлять свои войска куда-то, как наши два миротворческого отряда численностью до 250 человек, в Либерии или Конго. В Либерии сейчас, даже меньше, так что в сумме - около 380 человек. Но это только в военных частях, которые не требуют денежных вливаний.
Миротворцы не только международному имиджу страны, но и деньги. Например, отряд в Конго приносит около 25 миллионов долларов в год. Это только для перелета. Плюс ООН платит стране за каждого солдата около $1000. Украины дал солдату автомат и оружия ООН, чтобы платить каждый месяц. Дает машину для перевозки - тоже платит $800 примерно, дает вертолетом за час полета, ООН будет платить около 4500$. Иметь медицинскую страховку и платить каждый месяц. Плюс увеличивает боевой потенциал. Люди научатся летать, стрелять, управлять танком, и так далее.
Но суть такой миссии, конечно, в конце конфликта. В Югославии, миссия стояли на 6-7 лет, выполнили задачу и ушли. Сьерра-Леоне, где произошла бойня, миротворцы стояли около 8 лет, миссия выполнена и осталось. В Либерии один раз, ужаснулся, но сейчас миротворческие войска постепенно уходят, жизнь налаживается. Мы могли бы сделать это в Украине.
- В Донбассе, ОБСЕ сейчас работает. Что об их миссии?
У них людей и техники. А кто это там? Есть 50% - представители России. Так что даже не о чем говорить.
- Люди продолжают покидать оккупированные территории в Донбассе. В спокойных районов, не все имеют возможность купить или арендовать жилье. Создание лагерей беженцев улучшит ситуацию?
Я не видел лагеря с нормальными условиями для жизни. Каждый раз это только минимальные временные условия, что люди не умирают от болезней и голода. В Либерии, в районе аэродрома был лагерь где-то в 5000. Палатки не военный, но что-то как турист. Но надо платить. Палатка около $100. Людей надо кормить, обеспечивать санитарно-гигиенические условия, что они не больны, чтобы носить. В Украине, беженцы, куда пойти, и там, где денег на еду, если вы хотите. Жить в Африке не на что и денег нет. Дети едят траву, люди умирают от голода.
Но война-это всегда смерть и голод. Взять Сьерра-Леоне. Все население составляет около 6 миллионов человек. Из них 800 тысяч жили во Фритауне, столице. Когда началась мясорубка, все бросились туда. И население города утроилось до 2,5 миллионов. Негде жить, нечего есть, нет работы. Подойдя к Фритауне, и люди вокруг спать на клочках бумаги.
В Сьерра-Леоне, жена пришла. Мы полетели в деревню. Там был праздник. Нищета, горе, и праздник. Они были так одеты - необыкновенной красоты. Пришел к нам, хотел прикоснуться к "белой женщиной". Старейшины обсудили его, подойти и сказать: "мадам, вы даете нам так много, хочу сделать вам подарок". Ну, м дали "подарок" мальчик. Сказал, что это был "подарок". Этот ребенок-сирота, чьи родители погибли в войне. Не принять подарок этого народа-это очень большое преступление. Военных переводчиков с трудом объяснил, что законы страны, вам не позволено принимать "подарок".
В Сьерра-Леоне была страшная нищета. Женщины приходят измученные голодом, и сказал: "спать, спать". Предлагали себя за кусок хлеба Когда мы приехали в деревню, все побежали. И каждый из местных подошел поздороваться. И мы не имели права отказать. Чем они болеют, запах - это совершенно другая ситуация. Мы должны были показать, что пришел с миром и уважаю их, поэтому с каждым приветствие. Затем вымойте руки с алкоголя - необходимая предосторожность. Всегда брал конфеты, печенье и хлеб для этих людей. Страшная нищета. И ели угощения не всегда сразу, но собираются и делятся между всеми. В противном случае они не выживут.
Был случай, когда он был истощен от голода женщин и сказал: "спать, спать". Предлагали себя за кусок хлеба. Это страшно, потому что женщина продает себя так, что ее дети умерли от голода.
- Должен был видеть стран, где вы были миротворцем, после миссии?
- Миссии в Сьерра-Леоне был переведен в Либерию, так как произошел конфликт хуже. Но Президент Либерии распространилась на Сьерра-Леоне. Там его ООН-находиться под судом. И иногда мы приносили им еду. Страна изменилась. Сьерра-Леоне встал. Было приятно летать. Хорошо миротворцев из Украины. Что удивительно: ни в одной Африканской стране, когда люди говорят привет и желаю Вам всего наилучшего.
Душевность местных взглядов я любил в Сьерра-Леоне. Они чем-то похожи на украинцев, только цвет кожи другой. Но в Либерии ООН было резко негативное отношение. Они считали себя 55 штатом США. И для нас они были отрицательными. И в Конго 50 на 50. В Сьерра-Леоне, мы были счастливы. В Либерии, очень сильно был развит кражи. Мы иногда что-то украли, работы нет, а кушать хочется. В Конго в течение 18 месяцев, что я там был, там не было ни одного случая воровства. Местных я знал. Каждый день, стоя у ворот и сказал: "командир, дай мне работу". Когда мы, например, делать ремонт - звал их. Дали еду, одежду, деньги.
- Вы побывали во многих странах. Видела страдания людей. Что общего между ними?
- Никто не хочет войны.
Юля Василина для ЛІГА.net
Категория: Новости